26 января 2016 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ».
При подготовке к проведению общего собрания необходимо учесть следующие нововведения Закона.
Согласно части восьмой ст. 39 Закона «О хозяйственных обществах» в редакции Закона от 15.07.2015 (далее - Закон) до проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества его исполнительный орган обязан подготовить информацию о деятельности этого общества за отчетный период, которая должна содержать:
• обзор наиболее важных событий в деятельности хозяйственного общества, произошедших в отчетном периоде;
• наименование хозяйственных обществ, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих хозяйственному обществу;
• размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных хозяйственным обществом в отчетном периоде;
• размер долей в уставном фонде (количество акций), приобретенных хозяйственным обществом в отчетном периоде;
• информацию о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении, которых в соответствии с уставом хозяйственного общества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках хозяйственного общества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц;
• планы и прогнозы деятельности хозяйственного общества на очередной финансовый год;
• иную информацию, обязательность доведения до сведения участников хозяйственного общества которой предусмотрена Законом, иным законодательством, уставом и (или) ЛНПА этого общества.
По инициативе исполнительного органа хозяйственного общества, уполномоченного органа хозяйственного общества информация о деятельности этого общества за отчетный период может также включать иные сведения.
Не менее чем за 20 дней до проведения годового общего собрания участников хозяйственного общества информация о деятельности этого общества за отчетный период должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в общем собрании участников хозяйственного общества, в местах, адреса которых указаны в извещении о проведении общего собрания. Эта информация должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании, также во время его проведения (часть десятая ст. 39 Закона).
Дополнительно, в перечень информации (документов) для ее предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению собрания, необходимо включить сведения о выдвигаемых кандидатах в избираемые органы хозяйственного общества (ст. 38 Закона).
На практике нередки были случаи, когда компетенцию общего собрания участников подменяли решениями иных органов на основе решения, делегирующего полномочия. Законом обозначено, что предоставление иным органам управления хозяйственного общества права принятия решений по отдельным вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, носит однократный характер (абзац 10 части первой ст. 34 Закона).
После вступления в силу Закона вопрос о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи уставом хозяйственного общества может быть передан на решение его исполнительного органа с возложением на него обязанности ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества или общим собранием участников хозяйственного общества в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) (часть четвертая ст. 35 Закона).
При избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) следует иметь в виду, что новый Закон повышает требования к членам органов управления обществом.
Расширены критерии, в соответствии с которыми должны действовать члены органов управления. Если раньше им следовало руководствоваться только принципом добросовестности и разумности в интересах общества, то сейчас количество требований возросло. Их несоблюдение будет являться основанием для привлечения соответствующего лица к гражданско-правовой ответственности.
Так, члены органов хозяйственного общества при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей:
• должны действовать на основе открытости (доводить до сведения общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества информацию в соответствии с требованиями Закона, иного законодательства, с уставом и (или) локальными нормативными правовыми актами (далее - ЛНПА) хозяйственного общества, а также доводить иную информацию, которая может оказать влияние на исполнение членами этого совета своих полномочий) в интересах этого общества добросовестно и разумно;
• должны обеспечивать равное и справедливое отношение ко всем участникам хозяйственного общества;
• не должны использовать имущество хозяйственного общества или допускать его использование не в соответствии с уставом этого общества, решениями общего собрания участников и (или) совета директоров (наблюдательного совета), а также в личных целях;
• не должны уклоняться от исполнения ими своих обязанностей, предусмотренных Законом и уставом хозяйственного общества (часть шестая ст. 33 Закона).
Еще одно изменение - уставом общества может быть предусмотрена обязательность включения в состав его совета директоров (наблюдательного совета) представителя работников и (или) профессионального союза (ст. 51 Закона).
Несколько скорректирован порядок избрания совета директоров (наблюдательного совета). Так, при числе акционеров от 100 до 1 000 кумулятивное голосование по вопросу избрания может проводиться, если иное не предусмотрено уставом (часть вторая ст. 84 Закона).
Законом установлен перечень обязательных реквизитов бюллетеня для очного голосования в акционерном обществе (ст. 83 Закона). Бюллетень для голосования должен содержать:
формулировку вопроса или его порядковый номер в повестке дня собрания;
варианты голосования по вопросу, выраженные словами «за», «против», «воздержался», или варианты голосования по каждому кандидату в органы АО;
количество голосов, принадлежащих акционеру.
Такой бюллетень для голосования должен быть подписан акционером или лицом, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. При подсчете голосов по бюллетеням для голосования учитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим соблюден порядок голосования, определенный бюллетенем, и отмечен только один из возможных вариантов голосования, за исключением случая проведения кумулятивного голосования. Бюллетень для голосования признается недействительным в части тех вопросов, по которым голосующим не соблюден порядок голосования (часть шестая ст. 83 Закона).
Изменены положения ст. 81 Закона в части участия нового акционера после даты формирования реестра. В случае перехода (передачи) права на акции после даты формирования реестра акционеров, на основании которого составлялся список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и до даты проведения общего собрания акционеров к другому лицу (новому акционеру) такое лицо имеет право участвовать в данном общем собрании при предъявлении им доказательств, подтверждающих переход (передачу) права на акции.
Дополнены положения ст. 86 Закона в части аудита финансовой отчетности. Теперь, если соответствующим органом управления АО не приняты меры по проведению аудита по требованию акционеров, являющихся в совокупности владельцами 10 % и более акций, такие акционеры вправе сами выступить заказчиками аудита. При этом выбор аудиторской организации (аудитора - ИП) и заключение договора оказания аудиторских услуг осуществляются такими акционерами самостоятельно с правом взыскания с АО расходов на проведение аудита. В этом случае АО обязано создавать аудиторам условия для своевременного и качественного проведения аудита, в том числе предоставлять все необходимые документы. В противном случае возможно проведение аудита на основании решения суда.
В случае, если в повестку дня собрания включен вопрос об уменьшении уставного фонда общества, то в соответствии со ст. 28 Закона в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда хозяйственное общество в течение тридцати дней с даты принятия такого решения обязано письменно уведомить кредиторов общества об уменьшении уставного фонда общества и о его новом размере либо разместить в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу сообщение о принятом решении. Кредиторы хозяйственного общества вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты размещения сообщения о принятом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств этого общества и возмещения им убытков.
Законом предусмотрено, что после проведения общего собрания копия протокола представляется участникам этого общества по их требованию в порядке, предусмотренном уставом. За это теперь может взиматься плата, но размер ее не должен превышать затраты на ее изготовление (часть третья ст. 47 Закона).
В соответствии со ст. 3 Закона от 15.07.2015 № 308-З хозяйственные общества, зарегистрированные до его вступления в силу, при первом после вступления в силу Закона № 308-З внесении изменений и (или) дополнений в свои уставы после 26 января 2016 г. обязаны привести их в соответствие с Законом.
Также следует иметь в виду, что зависимое хозяйственное общество (хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество имеет долю в уставном фонде (акции) этого общества в размере, соответствующем двадцати и более процентам голосов от общего количества голосов, которыми оно может пользоваться на общем собрании участников такого общества), которое на 26 января 2016 г. имеет долю в уставном фонде (акции) хозяйственного общества, по отношению к которому оно признается зависимым, должно произвести отчуждение этой доли в уставном фонде (акций) до 1 июля 2016 г. (часть вторая ст. 3 Закона от 15.07.2015 № 308-З).
В случае если хозяйственные общества имеют долю в уставном фонде (акции) друг друга в размере 20 и более процентов, то произвести отчуждение своей доли в уставном фонде (акций) должно одно из хозяйственных обществ. В случае непринятия ни одним из указанных хозяйственных обществ решения об отчуждении своей доли в уставном фонде (акций) до 1 июня 2016 г. отчуждение доли в уставном фонде (акций) должно произвести хозяйственное общество, имеющее меньшую долю в уставном фонде (количество акций) (часть третья ст. 3 Закона от 15.07.2015 № 308-З).
Дополнительно сообщаем, что 1 января 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг».
Данным Законом предусмотрена обязанность республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, обеспечить создание и функционирование единого информационного ресурса рынка ценных бумаг в целях организации информационного обеспечения участников рынка ценных бумаг и государственных органов (абзац 4 части четвертой ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг»).
В частности, данным Законом предусмотрено размещение на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг следующего:
• краткой информации об эмиссии эмиссионных ценных бумаг (часть третья ст. 16, часть первая ст. 17 Закона «О рынке ценных бумаг»);
• закрытой информации на рынке ценных бумаг (часть четвертая ст. 54 Закона «О рынке ценных бумаг»);
• годового отчета эмитента, осуществившего эмиссию эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций закрытого акционерного общества (абзац 2 части третьей ст. 55 Закона «О рынке ценных бумаг»);
• информации о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, которые могут повлиять на стоимость эмиссионных ценных бумаг (часть третья ст. 56 Закона «О рынке ценных бумаг») (Такими существенными фактами (событиями, действиями) являются:
совершение эмитентом крупной сделки;
совершение эмитентом сделки, в отношении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц;
совершение эмитентом сделки с 5 и более процентами простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии;
реорганизация (ликвидация) эмитента, его дочерних и зависимых хозяйственных обществ;
возбуждение в отношении эмитента производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
формирование реестра владельцев ценных бумаг эмитента;
проведение эмиссии эмиссионных ценных бумаг, приостановление, возобновление, запрет эмиссии, признание эмиссии несостоявшейся, аннулирование выпуска (части выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
выплата дивидендов по акциям, дохода по облигациям;
иные факты (события, действия), определяемые республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг – часть вторая ст. 56 Закона «О рынке ценных бумаг»;
• информации о намерении осуществить приобретение простых (обыкновенных) акций собственной эмиссии (часть первая ст. 57 Закона «О рынке ценных бумаг»);
• текста предложения о покупке либо скупке акций (часть четвертая ст. 58 Закона «О рынке ценных бумаг»);
• информации, предусмотренной частью второй ст. 65 Закона «О рынке ценных бумаг».
В случае необходимости Вы можете обратиться в наш консультационный отдел по тел. 8-0162-21-97-65.








